Рынок кондиционеров только формировался до 1998 года. Тогда главными потребителями кондиционеров были банки и солидные фирмы. Для рядовых граждан климатическая техника была настоящим предметом роскоши. Лишь когда в 1998 году в Российской Федерации появились оконные кондиционеры LG и Samsung по цене до $400, кондиционер стал доступен простым покупателям.
Дефолт августа 1998 сильно понизил реализацию кондиционеров и фактически в два раза минимизировал доходы граждан. Большая часть кондиционерных компаний потерпели убытки, а часть и вовсе обанкротилась. В 1998-99 годах быстро выросла доля доступных китайских и корейских кондиционеров, на юге энергично продавались оконные агрегаты.
С 2000 года спрос на кондиционеры начал постоянно и резко расти. Но уже в 2003 году реализация существенно сократилась: из-за холодного лета хозяева стандартных квартир стали меньше покупать кондиционеров хотя, продажи для престижного жилья и офисов продолжали расти.
Сегодня размеры продаж бытовых и полупромышленных кондиционеров продолжают расти, хоть и не так резко, как с начала десятилетия. Предположим, как станет развиваться рынок кондиционеров в дальнейшем?
Главные тенденции
1. Солидные компании становятся крупнее, маленькие - еще мельче. 10 основных климатических компаний в Российской Федерации на данный момент сбывают более 60% всех кондиционеров). Эта тенденция объяснима тем, что лишь большая фирма имеет возможность поддерживать на складе достаточный ассортимент кондиционеров. Рентабельность продаж кондиционеров снижается, и потому маленькие компании не в состоянии удачно развиваться.
2. Растут темпы реализации мощных сплит- и мультисплит-систем, полупромышленных кондиционеров, а доля оконников понемногу убавляется.
3. Все больше кондиционеров устанавливается в обмен техники, отработавшей свой срок эксплуатации. В данный момент это 15-20%, через пару лет доля сменяемых кондиционеров может составить более 50%. Это обеспечит превосходство климатическим компаниям, развивающим не столько продажи, сколько ремонт и гарантийный сервис техники.